«Честный ЗНАК» — инструмент контроля подлинности

В современном мире потребление предполагает свободу выбора товара по качеству на основе доступа к полной и достоверной информации о нем. Однако бизнесу, в условиях высокой конкурентности, в век цифровых технологий и развития электронных продаж, сложно соответствовать требованиям потребителей с учетом соблюдения всех обязательных требований законодательства РФ, так скажем, быть добросовестными продавцами. Все это и порождает развитие подпольного, нелегального бизнеса. И для того, чтобы обеспечить защиту и баланс интересов добросовестного продавца и потребителя, необходимо государственное регулирование.

Так, в декабре 2017 г. Президент Российской Федерации одобрил решение правительства о создании до 2024 г., национальной системы цифровой маркировки товаров на базе Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Создаваемая центром система, получившая название Честный ЗНАК, позволяет эффективно бороться с контрафактом и контрабандой, защищает легальный бизнес, бренд добросовестного производителя и потребителей.

Благодаря внедрению системы маркировки легальный бизнес получит защиту от контрафакта, а его честное имя на рынке будет ограждено от репутационных потерь, связанных с некачественной продукцией, реализуемой под его брендом. Соответствующие мероприятия проводятся в целях реализации Стратегии по противодействию незаконного оборота промышленной продукции и в соответствии с задачами, определенными Концепцией создания и функционирования в Российской Федерации, системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 № 2963-р) до 2025 года.

Самым положительным моментом для потребителя является то, что благодаря данной системе «Честный Знак» он может повлиять на сокращение «серого» рынка, осуществляя общественный контроль и защиту прав потребителей, благодаря разработанному мобильному приложению.

Так уже с начала 2020 года каждый может проверить подлинность товаров в приложении «Честный ЗНАК» и узнать о них: полную информацию о производителе, составе и сроке годности, а если будет найдена подделка — сообщить о нарушении. Общественный контроль, осуществляемый потребителями, поможет контролировать внедрение маркировки. Все больше потребителей перед покупкой хотят ознакомиться с товаром: где и когда он произведен, кто производитель (импортер), кто владелец товара, модель, бренд, страна происхождения, из какого материала верх/подкладка/низ, цвет, размер, сертификат соответствия.

Разработанные мобильные приложения в системе маркировки обуви и одежды позволяют покупателям ознакомиться с товаром до его приобретения. Выбор конкретного магазина, бренда, будет в пользу прозрачности и открытости продавца перед покупателями.

В приложении Честный Знак можно в один клик отсканировать специальный код товара DataMatrix. На экране появится вся информация о товаре — место и дата производства, состав, вес, бренд, условия хранения.

В приложении есть возможность сообщить о выявленном контрафакте. В зависимости от типа нарушения информация будет передаваться соответствующим контрольно-надзорным органам, а они в свою очередь будут анализировать результаты и проводить проверки недобросовестных производителей.

Контрольно–надзорными органами, осуществляющими проверку соответствия маркировки товара обязательным требованиям законодательства РФ, является Служба Роспотребнадзора.

В настоящий момент данным приложением пользуются уже 2 700 000 пользователей — 38 миллионов историй сканирования (500 в неделю). Каждый потребитель для защиты своих прав и прав других граждан может присоединиться и осуществлять общественный контроль за реализацией качественного товара, и пресекать деятельность недобросовестных и нелегальных продавцов. Честный ЗНАК — вся правда о товарах у тебя в руках!

«Горячая линия» «Антиконтрафакт» 8 800 333 5 112

Незаконный оборот промышленных товаров – одна из ключевых проблем российской экономики.  Новыми факторами роста нелегального оборота, по данным Министерства промышленности и торговли РФ, стали пандемия COVID-19, падение реальных доходов населения на 3% в 2020 году по сравнению с 2019 годом, переход потребителей в сферу интернет-торговли и увеличение объема поставок контрафакта и фальсификата из стран Азии.

Как отмечает партнер и руководитель группы потребительского сектора российского офиса Deloitte Оксана Жупина, по результатам опроса, который компания Deloitte провела в июне 2020 года, с контрафактными товарами сталкивались 28% респондентов. Из них 12% приобретали контрафактный алкоголь, 11% — одежду и обувь, 11% — парфюмерию, 10% — косметику.

Что касается России, то, согласно исследованию ТИАР-Центра «Рассадники контрафакта», опубликованному в 2020 году, объем оборота контрафактной непищевой продукции составляет в стране 5,2 трлн руб. Прежде всего это товары легкой промышленности, детские игрушки, бытовая электроника и комплектующие, парфюмерия. И, как считают эксперты, доля незаконной продукции продолжает расти. «Очевидно, что торговцы контрафактной продукцией, не выплачивая налоги и акцизы, получают огромное конкурентное преимущество. Это большая проблема», — комментирует ситуацию заместитель начальника контрольно-финансового управления ФАС России Наталия Исаева.

Международная ассоциация «Антиконтрафакт» при поддержке Экспертного Совета при Государственной Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции запустила «горячую линию» с единым федеральным номером 8 800 333 5 112.

«Горячая линия» «Антиконтрафакт» стартовала в 8 регионах страны: Республиках Адыгея, Дагестан, Башкортостан, Смоленской, Омской, Свердловской, Мурманской областях и Приморском крае.

С марта по май запуск планируется в 24 регионах, с сентября и до конца года «горячая линия» заработает круглосуточно на всей территории Российской Федерации.

О продлении сроков маркировки в «Честном ЗНАКЕ»

С 1 июля 2020 года продажа немаркированной обуви запрещена. Остатки товара, которые не удалось продать до этой даты, согласно Постановлению Правительства РФ от 08.04.2021 N 560 разрешили хранить, перевозить и выставить на продажу до 1 июня 2021 года. Но для этого нужно промаркировать остатки и ввести их в оборот не позднее 15 июня. Напомним: ранее срок на маркировку остатков был до 1 сентября прошлого года.

Маркировка одежды и текстиля введена с 1 января 2021 года, но остатки, которые не были распроданы до этой даты, можно было маркировать до 1 февраля. Чтобы бизнес более комфортно переходил к работе с маркированным товаром, этот срок продлили до 1 мая. Соответствующее постановление Правительства опубликовано на портале pravo.gov.ru

Но нужно помнить, что необходимо не только промаркировать товар, но и ввести его в оборот.
Маркировка в дополнительный период возможна только по полному атрибутивному составу.
«Подготовка к маркировке ряда товаров легкой промышленности шла весь прошлый год. Производители, импортеры, крупные дистрибьюторы и ритейлеры перестроились уже к новому году. Продление маркировки остатков позволит в первую очередь магазинам соблюсти все правила и распродавать то, что осталось с прошлого года. В «Честном ЗНАК» зарегистрированы более 125 тысяч участников оборота товаров легкой промышленности. Эмитировано более 1,3 млрд кодов маркировки», — отмечает заместитель генерального директора ЦРПТ Вера Волкова.
Маркировка призвана защитить потребителя от некачественного, нелегального товара, а бизнес – от недобросовестной конкуренции.

Проверить легальность лекарств, обуви, пальто, курток можно мгновенно с помощью приложения «Честный ЗНАК» — достаточно просканировать код маркировки. Так пользователи уже проверили более 2,5 млн. товаров легкой промышленности.

 

Информация подготовлена специалистами

по защите прав потребителей

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области»

9 июня 2021 в 16:19